Кремниевая долина переживает новый экономический бум. Фасады бизнес-парков вдоль 101-го шоссе вновь пестрят символикой подающих надежды стартапов. Арендные ставки взвинчены до небес, а спрос на роскошные виллы в курортных городках вроде Лейк-Тахо — эти маркеры обретенного богатства — бьет рекорды. В области залива Сан-Франциско родилась полупроводниковая промышленность, а вслед за ней выросли компании в сфере компьютеров и интернет-технологий. Там работали настоящие волшебники. Они создали телефоны с сенсорными экранами, дали нам возможность быстрого поиска в огромных массивах данных и способность управлять дронами на расстоянии в тысячи километров. Благодаря этим чудесам кажется, что будущее уже наступило. С 2010 г. в этих сферах вновь царит оживление — а значит, прогресс набирает обороты.
Тем удивительней может быть то, что ряд жителей Кремниевой долины думает иначе. Якобы налицо застой, а в последние десятилетия темп инноваций лишь падает. По мнению Питера Тиля, основателя PayPal и первого стороннего инвестора Facebook, инновации в Америке «если не мертвы, то находятся в весьма плачевном состоянии». Похожее разочарование испытывают инженеры самых разных специализаций. Есть и небольшая, но растущая группа экономистов, которые признают — в прошлом инновации влияли на экономику не в пример сильнее.
[ … ]
Вычислительные мощности дешевы. Благодаря этому инновации бурно развиваются и преодолевают границы. Компьютеры начинают понимать язык людей, а в видеоиграх появляется управление жестами (вскоре эту технологию возьмет на вооружение большинство бизнесов). С помощью трехмерной печати можно массово выпускать все более сложные изделия — возможно, скоро на 3D-принтерах начнут печатать человеческие ткани и другую органику.
«Это лишь отдаленные перспективы», — скажут те, кто слабо верит в инновации. Но развитие технологий вовсе не должно вести к стабильному (или постепенно затухающему) росту. Спады сменяют подъемы, и это исторически доказано. Чед Сиверсон из Чикагского университета приводит пример — в эпоху электрификации производительность труда росла неравномерно. В конце 19-го и начале 20-го века, когда появились важнейшие изобретения в сфере электричества, рост был медленным. Затем он резко ускорился.