Кремниевая долина переживает новый бум активности. Бизнес-парки вдоль 101-й трассы снова украшены символикой подающих надежды стартапов. Стоимость аренды здесь стремительно растет, как и спрос на фешенебельные виллы в курортных городках на озере Тахо. Это говорит о накоплении состояний. Область залива Сан-Франциско ― родина полупроводниковой индустрии, а также компьютерных и интернет-компаний, развитие которых стало возможным благодаря полупроводникам. Местные гении подарили миру многие из тех чудесных инноваций, которые заставляют нас чувствовать, что будущее уже наступило, среди них телефоны с сенсорными экранами, моментальный поиск в знаменитых библиотеках и возможность пилотировать квадрокоптер, находясь на расстоянии тысяч километров от него. Оживление деловой активности в регионе после 2010 года свидетельствует о том, что прогресс набирает обороты.
В свете вышесказанного мнение некоторых резидентов Кремниевой долины может показаться неожиданным. Они считают, что долина стагнирует, а темпы инноваций замедляются уже несколько десятилетий. Питер Тиль (Peter Thiel), основатель PayPal и первый сторонний инвестор Facebook, отмечает, что инновации в Америке находятся «на грани жизни и смерти». Инженеры в разных сферах испытывают одинаковое чувство разочарования. Небольшая, но растущая группа экономистов считает, что экономический эффект современных инноваций может быть ничтожным по сравнению эффектом инноваций прошлого.
[ … ]
Во всех областях появляются инновации, обусловленные дешевой вычислительной мощностью. Компьютеры начинают понимать естественный язык. Персонажами видеоигр можно управлять одними лишь движениями тела (возможно, скоро эта технология найдет активное применение в бизнес-среде). Трехмерная печать позволяет создавать все более сложные объекты, и вполне вероятно, что скоро среди них будут ткани человека и другой органический материал.
Пессимисты в отношении инноваций могут назвать все это напрасными ожиданиями. Однако история не подтверждает мнение, что если темпы технологического роста не сохраняются, то они будут стабильно снижаться, и допускает возможность спадов и подъемов. Чед Сиверсон (Chad Syverson) из Чикагского университета отмечает, что рост производительности в эпоху электрификации был неравномерным. В период важных электрических инноваций в конце XIX и начале ХХ столетия рост был медленным, а затем ускорился.