Кремниевая долина переживает очередной бум. Бизнес-парки вдоль шоссе № 101 вновь пестрят символикой перспективных стартапов. Стоимость аренды устремилась в облака, как и спрос на роскошные загородные дома в курортных зонах вроде озера Тахо, а это явный признак возвращения сюда больших денег. Область залива Сан-Франциско была колыбелью полупроводниковой промышленности, а также компьютерных и интернет-компаний, выросших на ее фундаменте. Лидеры отрасли подарили миру множество футуристичных инноваций, начиная со смартфонов с сенсорными экранами и заканчивая возможностью мгновенно находить нужные данные в гигантских информационных массивах и управлять беспилотниками с расстояния в тысячи километров. И начавшееся в 2010 г. возрождение деловой активности в этом технологическом центре говорит о том, что прогресс набирает обороты.
Тем удивительнее слышать от некоторых работающих здесь людей, что в Кремниевой долине наступил застой, а темп появления инноваций падает уже несколько десятилетий. Питер Тиль, один из основателей PayPal и первый сторонний инвестор Facebook, говорит, что инновационная сфера Америки «дышит на ладан». Схожее разочарование испытывают инженеры в самых разных областях. При этом в экономическом сообществе все чаще высказывается мнение, что экономический эффект от современных инноваций померкнет в сравнении с ростом, вызванным революционными разработками прошлых лет.
[ … ]
Сегодня мы видим масштабное возникновение инноваций, связанных с удешевлением вычислительных мощностей. Компьютеры начинают понимать естественный язык. Управлять видеоиграми можно с помощью лишь движений тела, и скоро эта технология найдет широкое применение за пределами мира развлечений. Системы трехмерной печати учатся штамповать все более сложные предметы и в ближайшем будущем освоят ткани человеческого организма и другие органические материалы.
Пессимист отмахнется от таких прогнозов, назвав их чересчур радужными. Однако представление о том, что кривая экономического роста, обусловленного технологическим прогрессом, направлена строго вверх или вниз, противоречит историческим фактам, которые говорят в пользу циклических колебаний. Чэд Сайверсон из Университета Чикаго напоминает, что рост производительности в эпоху электрификации шел неравномерно. На рубеже XIX–XX веков, в период появления прорывных инноваций в электроэнергетике, он был низким, а затем — взмыл до небес.