Кремниевая долина снова процветает. Бизнес-парки вдоль шоссе 101 вновь пестрят эмблемами обнадеживающих стартапов. Арендные ставки стремительно растут, а вместе с ними и спрос на роскошные виллы в курортных городках вроде окрестностей озера Тахо. Здесь сосредоточены большие богатства. На побережье залива Сан-Франциско зародилась полупроводниковая промышленность, став фундаментом для роста компьютерных и интернет-компаний. Их гениальные умы создали ряд чудес футуристического мира, как-то: сенсорные телефоны, мгновенный поиск информации в больших библиотеках и управление «беспилотником», который летит на расстоянии нескольких тысяч километров от оператора. С 2010 года деловая активность снова на плаву, а значит прогресс продолжается.
Удивительно, но некоторые жители Кремниевой долины считают это место застойным и сетуют на снижение количества технических новшеств в последние десятилетия. По словам Питера Тиля, основателя PayPal и первого внешнего инвестора Facebook, инновации в Америке «болтаются где-то между отчаянием и смертью». Инженеры всех направлений тоже огорчены. Некоторые экономисты придерживаются мнения, что современные инновации не сравнятся по влиянию на экономику с изобретениями прошлого. Постепенно с этим соглашаются и другие эксперты.
[ … ]
Широким фронтом мир захватывают инновации, которые работают на дешевой вычислительной мощности. Компьютеры уже частично понимают естественную речь. Люди управляют персонажами видеоигр одними лишь движениями тела и, возможно, скоро эта технология ворвется в мир большого бизнеса. Трехмерные принтеры массово печатают все более сложные объекты. Близок тот день, когда трехмерная печать создаст человеческие ткани и другие органические вещества.
Пессимисты могут судачить, что перспективы сегодняшних инноваций вилами на воде писаны. Однако прогресс на фоне технологического роста сравним с бурной рекой, которая пересыхает летом. Истории противоречит убеждение, что этот процесс либо идет вперед, либо неуклонно стагнирует. Чад Сиверсон из Чикагского университета заметил, что в эпоху электрификации производительность труда увеличивалась неравномерно. В период конца XIX — начала XX века, на который приходятся важнейшие открытия в области электричества, прогресс замедлился. Но вскоре за стагнацией последовал стремительный взлет.