В Кремниевую долину вернулись времена расцвета. На офисных парках вдоль хайвея 101 вновь красуются эмблемы подающих надежды старт-апов. Арендная плата растет, как и спрос на причудливые дома для уикендов в курортных городках вроде Лейк-Тахо, что указывает на скопление богатства. Зона Залива была тем местом, где зародилась полупроводниковая промышленность, а вслед за ней появились и компьютерные и Интернет-компании. По мере их развития появилось множество чудес, от которых мир стал выглядеть футуристическим: телефоны с сенсорным экраном, мгновенный поиск в гигантских библиотеках и даже возможность пилотировать удаленные на тысячи миль дроны. Оживление деловой активности после 2010 г. служит свидетельством тому, что прогресс набирает обороты.
Поэтому мнение о Кремниевой долине, как мнение о том месте, где царит застой и темпы нововведений десятки лет буксуют на месте, может показаться неожиданным. И это несмотря на то, что основатель PayPal и первый внешний инвестор Facebook Питер Тиль, считал, что инновации в Америке находятся «от при смерти до смерти», и у инженеров из всевозможных областей возникло похожее чувство разочарования. Также и по мнению небольшой, но растущей, группы экономистов экономический эффект от инноваций выглядит сегодня бледно по сравнению с былыми временами.
[ … ]
С другой стороны, инновации, благодаря дешевизне их воплощения, происходят стремительно. Компьютеры начинают понимать естественный человеческий язык. Люди управляют видеоиграми посредством одних лишь телодвижений и эта технология вскоре может начать применяться повсюду в деловом мире. Трехмерная печать способна изваять все более сложные массивы объектов и вскоре может начать использоваться в области человеческих тканей и других органических материй.
Пессимист от инноваций отвергнет все это как «посулы на завтра». Но теория о том, что прогресс на основе технологий идет либо по нарастающей, либо постепенно затухает без особых взлетов и падений, расходится с исторической правдой. Чад Сиверсон из Университета Чикаго подчеркивает, что рост отдачи от изобретений в эпоху электрификации шел скачками. Такой рост был медленным в период эпохи изобретений в области электричества в конце XIX-го и начале ХХ-го веков, а вслед за тем резко усилился.